воскресенье, 6 мая 2012 г.

Бродилки по Зюраткулю (28 апреля-1мая)

Мысль разведать Зюраткуль не покидала меня с красивой зимней прогулки по Таганаю. Челябинские горы вообще манят меня неудержимо. Так что колебаний «куда съездить на первомайские праздники» не было вовсе.n

И вот, утром только-только вернувшись из отпуска и день проведя в сборах рюкзака, вечером выдвинулась я на вокзал, чтобы сесть на поезд до Бердяуша. Компания на эту прогулку собралась ну очень камерная :) – всего трое энтузиастов. Зато каких! Я – измученная предыдущими тремя неделями активных перемещений на чужбинке «ни_рыба_ни_мясо», Гоша – моё спокойствие и уверенность, что всё у нас по маршруту будет хорошо, что снаряга не подведёт и провизии всем хватит :)   и Никита – ой, как же я волновалась за Никиту! Чтобы такое радикальное походное крещение не отбило у него дальнейшего желания гулять по лесам. Успокаивала себя лишь тем, что он на МП однажды прошёл за день 60 км, а у нас весь маршрут всего раза в 1,5 длинее.
Итак, наша вполне гармоничненькая троица загрузилась в поезд и попыталась предаться сну. В 4 утра выходим в Бердяуше, сначала часик кимарим на вокзале в ожидании электрички до Сатки, потом уже в ней ещё досыпаем почти час. В Сатке грузимся в такси, и вот – к 7 утра мы уже в посёлке Зюраткуль, откуда и начинается наш маршрут.
           В качестве разминки – подъём налегке (10км туда-обратно) на хребет Зюраткуль (1175), дорога от посёлка на который по началу выложена досочками.
           С вершины Зюраткуля хорошо любоваться на озеро и на многочисленные хребты. Но на верху было туманно, и видимость была небольшая.
            Спустившись к посёлку, взвалили на спины рюкзаки (особенно потяжелел Гоша, добрых килограм на 20 :) ) и зашагали вдоль хребта Москаль в сторону Большого Нургуша – основной цели похода. После того, как пересекли речку Малый Кыл, началось болотце. Хорошо, что мы из него выбрались до того, как решили вставать на ночёвку. Дневной километраж вышел - 26. Переночевали мы у подножья Большого Нургуша, предварительно (дважды=) сходив разведать тропы, ведущие к вершине.
Утром я проснулась от небывало-порывистого ветра. Ещё и дождь шёл периодически. Подумалось даже, что до конца похода так и придётся мокрым по лесу бродить (по крайней мере синоптики прочили именно это). Но пока собирали лагерь - пока шли по лесу, дождь прекратился. И на плато Нургуш осадков уже не было, кроме небольшого града. Но какой ветрище там свищет, ух! Природа а-ля тундра на плато удивила, подобного я не видела раньше: курумника почти нет, а есть мягкая трава-ковёр. Сквозь дымку тумана можно было разглядеть соседние хребты. Боже, до чего я люблю горы!!!!

Дальше, на спуске,  у нас начались основные бродилки. То, что мы находимся в заповеднике, ощущалось по абсолютному отсутствию троп. Передвигаться вдоль хребта по пересечёнке с рюкзаками, то и дело пересекая курумные реки, оказалось на редкость утомительным занятием, и едва ли не самой тяжелой частью похода.
Когда мы вышли к дороге, идущей через перевал в сторону Уреньги, по ней как раз проезжала группа на квадроциклах – лююююююююююди!! первые, кого повстречали в парке (не считая егерей, увиденных в предыдущий день). Удивительно, ну где же другие туристы?
       Дорога привела нас сначала к Кипящему ключу – тёплому роднику, вода в котором оказалась совершенно невкусной, а потом и к Олимпиевому кордону, где мы организовали костёр-ужин. Лагерь решили разбить чуть подальше, по дороге в сторону Большого Увана, чтобы с утра налегке сгонять на эту гору. Дневной километраж получился всего 17 (но каких!!) Место для стоянки выбрали хорошее. Точнее, особо и не выбирали, а просто Гоша увидел лосиху («Лосяша лося видит издалека»), и как-то поостереглись дальше идти. Ночёвка была тёплой, только опять поливало.
         С утра пораньше, оставив Никиту досыпать в палатке, мы пошли в радиалку на Большой Уван.(1014). Наивные: планировали за пару часиков подняться и вернуться в лагерь. Но ни тут-то было: с самого начала пошли не по нужной тропе, а по дороге на Петропавловку, которая идёт вдоль хребта плавно вниз, становясь всё мокрее. О своей оплошности мы сообразили только километров через 5. И пришлось нам опять свернуть с дороги в леса, «мрачную тайгу» - как были описаны эти места в памятке на кордоне. На незапланированное блуждание по лесу было затрачено слишком много времени, поэтому, когда мы вышли-таки на нужную короткую дорогу от кордона до Увана и очутились в седловине между Малым и Большим Уванами, то, помня о ждущем нас Никите, решили подняться только на Малый Уван. Возвращаясь обратно в лагерь, мы встретили первую и единственную за весь поход группу туристов, из Уфы. Наша радиалочка получилась на 19 км.
            Немного передохнув и сняв лагерь, только часов в 17 мы выдвинулись в сторону перевала через Большой Сукташ. К счастью, дорога была относительно хорошая. Периодически шёл небольшой дождь, но сырость уже как-то не замечалась. Дойдя до Фонтана – ещё одной местной достопримечательности – подземной речке, бьющей из-под земли на высоту до 7 метров, решили возле него и переночевать. Шёл дождь, и нас соблазнило оборудованное костровище с навесом. Вечером было зябко, даже у костра, всё из-за сильно промокших ног. Километраж за день получился 25.
             И вот наступило последнее походное утро. Предстояло к обеду вернуться в цивилизацию – выйти к п. Бакал. Встали пораньше, быстренько свернули лагерь и бодро пошли к перевалу через Большой Сукташ. Вот тут-то меня поджидала засада – преодоление реки Малая Сатка. Не вброд, нееее, по трепетно любимым мной мокрым брёвнам. /Мне кажется, если я попаду в ад, то буду обречена вечно по ним разгуливать. РРрр! /

Ладно, речка осталась позади. И мы продолжили путь. На перевале Никита остался отдыхать, а мы решили напоследок сбегать в радиалку до вершины Большого Сукташа (1194).
Согласно указателям до неё было 3 км, по дорожке. Пройдя совсем немного, встретили браконьера с лосиным рогом, торчащим из рюкзака. Он нам сказал, что наша дорожка идёт вовсе не к вершине, а опять же вдоль хребта и выходит к Петропавловке. Ну, что поделать, пройдя 4 км, уже привычно ныряем в лесную чачу и через километр оказываемся вплотную у скал, идущих вдоль вершины хребта. Залезаем примерно на высоту 1100, тут нас накрывает туман. Судя по тому, что я успела разглядеть, Большой Сукташ – и вправду очень красивый хребет с живописными видами как по обе стороны, так и вдоль него самого. Всяко не зря прогулялись сюда.

Шустренько спускаемся и возвращаемся к Никите. Напоследок нам осталось пройти по «образцовой» дороге – сухой ровной грунтовке с невысокой зелёной травкой - перевалу через Большой Сукташ, и выйти к Катавке. Что мы и сделали.
Из Катавки на автобусе доехали до Бакала, откуда до Сатки, потом за 3,5 часа до Челябы. Из Челябы выехали в Екб только в 21 час. Ох, и утомительная же вышла обратная дорога!
Уставшие и довольные, в час ночи вернулись домой. Позади 90 км дорог, троп и пересечёнки. На троих сняли всего штучек 5 клещей. Погоде - большое мерси, ведь всё могло оказаться гораздо сырее и угрюмей.  Для меня поход получился трудноватым как никогда раньше (не по километражу, он-то очень средненький получился, а по качеству дорог). Но увиденные горы всё компенсируют.
В пути мне было очень уютно, это здорово. И воспоминания об этом нашем походике останутся самые тёплые.