Сеуту испанцы «прибрали
к рукам» почти 5 веков назад и не согласились с ней расстаться в период
деколонизации. За что и имеют сейчас крайне напряжённые отношения со своим
марокканским соседом, всё более настойчиво заявляющим о претензиях на неё. Действительно,
есть из-за чего спорить – над Сеутой возвышается гора Ачо, имеющая выгодное
стратегическое положение. Сейчас на её вершине находится испанская военная
база.
военная база удобно расположилась
в форте-крепости
Сеута находится всего в
25 км от Гибралтарской скалы и вместе
они образуют знаменитые Геркулесовы
столбы
Дальше наш путь лежал в Марокко. Один из
автобусных маршрутов Сеуты соединяет центр города и пограничный пост между
Испанией и Марокко. Пешком остаётся пройти только нейтральную зону. На границе
гражданам России просто ставят штамп с номером. И всё, добро пожаловать в
Марокко!
Сколько же у нас было предрассудков об
этой стране! Дюны, кишащие скорпионами, малярия, антисанитария… чем только не
пугают туристов, собравшихся в Марокко. В действительности же всё обстоит не
так плохо. Особенно, если настроиться пооптимистичнее (:
Оказавшись у границы на стороне Марокко,
мы сразу окунулись в хаос. Снующие туда-сюда арабы, по большей части с тюками
одеял (кстати, для нас так и осталось загадкой: ну куда они их девают в таком
огромном количестве!!), укутанные с ног до головы женщины - все суетятся и
галдят. И самое что печальное – никто не соглашается ехать в Танжер. Ну, нет –
и ладно. Мы поддались уговорам и поехали в Тетуан, находящийся в 30 км от
погранпоста, откуда до Танжера ходит рейсовый автобус. Впервые испытала такое -
ездить всемером в обычной старенькой
легковушке. Зато всего за 2€.
Попав на автостанцию в Тетуане, мы были
изумлены организацией билетных касс: налетает толпа арабов, каждый из которых
старается утащить нас в определённую кассу и обилетить. Причём ни расписания
рейсов, ни табло с платформами – ничего нет, всё организовано стихийно: когда
автобус заполнился – тогда и поехали. Попав, наконец, в Танжер, мы испытали
большое облегчение. И впредь, каждый раз, когда нам нужно было куда-то ехать на
автобусе – мы ёжились и тяжело вздыхали, потому что на всех автовокзалах
творилось нечто подобное.
Танжер встретил нас дождём и промозглой
погодой. «Ничего себе приехали в Африку», - подумала я. Был выходной день, банки
закрыты. А без дирхамов далеко не уедешь. К счастью, на танжерском ж/д вокзале
нам продали билеты за еврики, да ещё и дали сдачу дирхамами. Этот город
оказался единственным, где европейская валюта более-менее в ходу. В дальнейшем,
приходилось время от времени совершать паломничество в банк.
Из Танжера до Рабата, а мы направлялись
именно туда, поезд идёт 3,5 часа. Марокканские железные дороги мне понравились:
всё чётко и все надписи дублируются на французском.
Рабат – столица, но такая провинциальная, неторопливая, чистенькая.
башня-минарет Хасана
мавзолей Мухаммеда V,
первого короля Марокко
Дальше мы поехали на
поезде в Касабланку – одну из крупнейших африканских агломераций, находящуюся в
часе езды от столицы.
Великая мечеть Хассана II
на берегу океана. Построенная 20 лет назад, она стала крупнейшей мечетью в Марокко и символом Касабланки
Из Касабланки мы отправились с Марракеш –
пожалуй, самый туристический в нашем маршруте город, расположенный у подножья
Атласских гор. Название марокканского государства происходит как раз от
Марракеша, «наиболее африканского из всех марокканских городов». В древности он
назывался «город Марокко», нынешнее название переводится как «красный город» из-за
цвета окружающих его стен. Пожалуй, Марракеш наиболее поразил меня: своим
контрастом, своим запахом, своими жителями. Я от него ждала гораздо... меньшего.
В Марракеше мы планировали остановиться
на несколько дней. С тем, где мы будем ночевать, изначально думали определиться
на месте. Но за пару дней до приезда сюда в интернете нашли неплохой вариант, в
самом центре (медине). И вот, очутившись уже ближе к ночи в Марракеше, мы
наивно сунулись в медину в поисках нужного адреса. Не один час прослонявшись по
лабиринтам маленьких проулочков-закутков и истратив всё дружелюбие на то, чтоб
отбиваться от навязчивых местных арабов-зазывал, мы бросили эту затею и
сунулись в первую попавшуюся риаду – крайне распространённый тип местных
маленьких отельчиков-ночлежек. Средняя цена ночёвки в них 120-150 дирхамов (~550
рублей) за двухместную комнату. Из удобств есть горячий душ, и иногда даже wifi.
В Марракеше, впрочем как и по всей
стране, пешеходом быть трудно. Светофоров для прохожих практически нет, а по
дорогам в одном потоке вперемешку движутся велосипеды, мотики, ослики, машины.
С торговлей в Марокко дела обстоят крайне
комично. Привычных нам продуктовых магазинов практически нет. Есть небольшие
киоски, в которых можно купить чистую бутилированную воду, хлеб. Основная
торговля разворачивается на рынках, наблюдая за жизнью которых сложно сохранять
хладнокровие. На этих самых рынках прекратили торговать рабами всего каких-то
сто лет назад!!
Видимо, у марокканцев с детства
формируется очень стойкий иммунитет ко всякого рода заразам. Пока пытаешься
объяснить продавцу своё желание, чтобы он отвесил тебе маринованных оливок или
нуги, не зачерпывая их прямо своими руками, а каким-нибудь иным способом, ухохотаться
успеваете оба. Да что там! Радость доставляет просто купить батон, не
облапанный со всех сторон булочником. Хотя всё равно он проводит тебя
лукаво-недоумённым взглядом: мол, а вы думаете в процессе транспортировки его
никто не успел повалять-помусолить (:
Марракеш – город не спящий. Хотя бойкая
торговля и перфомансы на улицах здесь не прекращаются до глубокой ночи, в 5-6
утра город уже во всю кипишит, народ бодро и шустро снуёт туда-сюда.
Про Марракеш говорят, что это «волшебный
город, наполненный ароматом восточных специй и ошеломляющий феерией красок».
Хех, про царящие здесь «ароматы» у меня надолго останутся яркие воспоминания.
Порой идёшь – и просто подташнивать начинает от попурри из совершенно
отвратительных запахов. Хорошо, что из Марракеша мы выезжали «на природу» и
отдыхали от города.
Выбирая, в какой город на побережье
съездить, чтобы полюбоваться океаном, мы остановились на Эссуэйре (в прошлом –
Могадор). Путь на автобусе из Марракеша до неё занимает целых 3 часа. На улицах
здесь умиротворённо и отсутствует курортный лоск – то, чего нам и хотелось!
В 130 км на восток от Марракеша в области
Азиляль находится водопад Узуд. Общественным транспортом туда не добраться,
нужно договариваться с местными. Путь на машине туда занимает почти 3 часа –
такие уж там дороги! Спустившись к подножью водопада (а высота его 110 м.!) и
свернув с туристической тропы, можно вскарабкаться обратно наверх интересным
маршрутом по крутому склону. У водопада туристов всегда поджидают
непосредственные обезьянки в ожидании лакомств.
Я не могу представить себе отпуска без
трекинга, хотя бы небольшого. Поэтому поездка в национальный парк Тубкаль и
подъём на одноимённую гору – самую высокую в Северной Африки (4165) – для меня
были чуть ли не самым желанным пунктиком всего нашего маршрута.
Восхождение на Тубкаль начинается в
посёлке Имлиль, находящемся в 70 км от Марракеша. Добраться до него можно на
такси либо воспользовавшись групповым трансфером. Посёлок находится на высоте
1740 метров, и путь до него по серпантинной дороге занимает не меньше 2 часов. Оказавшись
в Имлиле, лучше всего идти в горы самостоятельно и всячески отбиваться от
гидов, которые будут не давать прохода. Местные жители, в основном берберы,
передвигаются по горам преимущественно на осликах.
В апреле, начиная с высоты примерно 3000
метров, ещё был снег. К лету он обычно полностью сходит.
Когда мы направились из Марракеша вглубь
страны, на юго-восток, я стала ощущать себя как в зоопарке «по ту сторону
вольера». Туристы в эти края заезжают не очень охотно. Так что в автобусах мы
ездили исключительно с местным населением, пользуясь хорошей возможностью
понаблюдать за жизнью южных марокканцев изнутри.
Путь до Варзазата лежал
по живописным витиеватым дорогам в Атласских горах.
Мы направлялись в пустыню. Для этого из
Варзазата нужно было добраться до Эрфуда, откуда до Сахары уже рукой подать.
Путь из Марракеша до Эфруда занял весь
день, и, приехав в него, мы поняли, что до нужной нам деревни сегодня мы уже не доберёмся. Эфруд оказался
достаточно глухим поселением. Не найдя ничего лучше, ночь мы провели в
«шикарнейших апартаментах», в которые и заходить-то было страшно, не то, что
там спать. Эта халупа обошлась в 150 (!) рублей и сильно потренировала нашу
непритязательность (:
Все трудности пути сразу куда-то
улетучились, когда мы-таки добрались до приюта в оазисе недалеко от деревни Мерзуга, находящейся
всего в 50 км от границы с Алжиром. Совершенно неискушённые пустыней, мы
утопали достаточно далеко от приюта, когда живо стали ощущать на себе
полуденный зной здешних мест. Сначала расхотелось идти по пескам босяком. Потом
стало казаться, что и сланцы уже начинают потихоньку плавиться. Карабканье даже
на невысокую дюну давалось с большущим трудом. Когда мы возвратились в приют,
решили никогда больше так опрометчиво не поступать (:
Вечером, оседлав верблюдов, мы вместе с
ещё несколькими путешественниками поехали в кемпинг, намереваясь полюбоваться
закатом и провести ночь в пустыне в традиционной бедуинской палатке.
Но желание лезть в палатку пропало
напрочь, когда мы увидели потрясающе-ясное ночное небо со звёздами, до которых,
казалось, протяни руку – и вот она уже у тебя в кулаке. В общем, вытащив
матрасы на песок и укутавшись в одеяла, мы провели ночь прямо в пустыне, слушая
стрекот скарабеев и прочей живности (о том, что скорпионы здесь ещё как
водятся, но не в это время года, мы пораспрашивали только наутро (: )
Когда настало время двигаться дальше, нам
удачно попались попутчики, которые взялись подкинуть нас до Рашидии –
достаточно крупного города на востоке страны. Каково же было наше удивление,
когда на глухой дороге мы натолкнулись на патрульный пост с колоритными
марокканскими полицейскими. И что самое обидное, они не преминули нас
оштрафовать за непристёгнутые ремни на задних сидениях. На 30€, о как (!).
Добравшись до Рашидии, мы купили билеты
на ночной автобус до Мекнеса. И до полуночи слонялись по городу, ничем
совершенно не выдающемуся.
Утром следующего дня мы очутились в
Мекнесе – одном из 4 имперских городов (исторических столиц) на ряду с
Марракешем, Фесом и Рабатом. Это был финальный день в Марокко, вечером мы
планировали уплыть последним паромом в Испанию. Мекнес и Фес разделяют полчаса
на поезде. В памяти у меня эти города слились в один. До чего же север страны
отличается от всего того, что мы видели ранее! Чистотой, отсутствием докучающих
арабов и бросающегося в глаза мусульманства в повседневной жизни.
Из Феса на поезде мы вернулись в Танжер.
Путь занял почти 4 часа. Эх, не знали мы одну важную деталь: марокканцы
настолько недолюбливают испанцев, что большинство паромов на Испанию отчаливает
от порта, удалённого от города на 40 км. В общем, опоздали мы на последний
паром. И ночь коротали на лавочке морского вокзала. Спозаранку, пройдя
таможенные формальности, точь-в-точь как это бывает в аэропорту, мы покинули
африканский континент.
В целом, по Марокко ещё хочется сделать
пару замечаний. Всё-таки в эту страну лучше ездить в компании мужчин, иначе
много сил приходится тратить на увиливание от общения с местными арабами.
Крайне выручает знание французского – без него, наверное, было бы гораздо
труднее. Потому что, если по-французски там говорит ну, пусть каждый второй, то
по-английски – где каждый десятый, а где – и вообще никто.
Впечатления о Марокко остались…
непростые. Уклад жизни населения немного удручает и отталкивает. То, что самостоятельно
передвигаться по стране достаточно утомительно и, мягко скажем, небыстро тоже
доставляет неудобства... Но всё же, природное богатство этой страны: непокорный
океан, знойная пустыня, потрясающие горы – всё это затмевает небольшие
трудности. И поток туристов, направляющихся в эту страну, ежегодно растёт. Марокко
действительно заслуживает внимания.
Вернувшись в Испанию, мы поехали в
Гранаду. Пожалуй, если б мне нужно было выбрать испанский город для проживания,
я бы выбрала её. Город свежий, энергичный и интеллигентный.
Из Гранады мы вернулись в Барселону,
воспользовавшись trenhotel-ем.
По Барселоне решили поколесить на велосипедах, что оказалось ну очень приятным
способом знакомства с городом. Байки брали в Barceloneta Bikes (carrer de
l’Atlantida, 49) за 10€/сутки. Даааа… не на таком веле я привыкла
катать, но всё равно, очень рекомендую!
Банальными фотками Саграда Фамилии и
прочих поделок Гауди мучать не буду. Моим наиболее симпатичным воспоминанием о
Барселоне останется подъём на веле-синглспиде на холм Монжуик (:
В последний день пребывания в Испании мы
съездили в Жирону и в дом-музей Сальвадора Дали в Фигейросе. Ну и на последок,
заскочили в Портбоу и Сербер – крохотные городки на побережье, лежащие у подножья
Пиренеев с испанской и французской сторон соответственно.
Из Барселоны перелёт был опять с длинной
стыковкой во Франкфурте. Так как этот город мы уже посмотрели, то время
скоротали во франкфуртском зоопарке. Вернулась домой я необычайно уставшая и
довольнющая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий